Классификация вагонки – учимся определять качество
Вагонка, или специальные обшивочные деревянные доски, давно вошла в моду, как убранство интерьера и облицовка наружных стен домов, и, нужно сказать, эта мода актуальна на все времена. Название было придумано по аналогии с небольшими досками, использовавшимися для обшивки вагонов.
Почему отделка вагонкой до сих пор актуальна?
Во-первых, отделанные таким образом внутренние и внешние поверхности выглядят красиво, аккуратно и респектабельно.
Во-вторых, как подсчитали специалисты, отделка вагонкой обходится дешевле, чем, например, весь комплекс штукатурных работ с оклейкой стен обоями.
В-третьих, все работы не трудоемки, скорость монтажа высокая. При необходимости, отделочные доски можно легко разобрать (например, для утепления стен) и смонтировать вновь.
В-четвертых, деревянная облицовка обладает теплосберегающими и звукоизолирующими свойствами.
Вагонка очень прочный и долговечный материал, ей не существует альтернативы в применении для отделки банных помещений. У обывателей интерьер сауны прочно ассоциируется с вагонкой. Обработанные соответствующим образом, панели из натурального дерева лиственного и хвойного породного состава обеспечивают соблюдение строительных и санитарных норм внутри этих помещений. Категории классификации деревянной вагонки представлены видами профиля, размерами панелей, породами дерева и сортами пиломатериалов.
По видам профиля выпускается вагонка и евровагонка. Отечественный погонаж (ГОСТ 8242-88) с толщиной реек 0,012-0,025 м, длиной до 6,0 м и шириной до 0,15 м. Евровагонка (DIN 68126) с толщиной реек 0,013, 0,016 и 0,019 м, длиной от 0,50 до 6,0 м, и шириной 0,08, 0,10, 0,11 или 0,12 м. Более тонкая вагонка обоих видов применяется для декора интерьеров. Панели вагонки всех видов изготавливаются по принципу шип-паз (клэпборд), у евровагонки пазы немного длиннее, чем у обычной, их длина равна 8,0 мм. Внешняя сторона панелей вагонки может быть нескольких видов: «Стандарт», «Европрофиль» (Soft Line), «Штиль», Американка.
Породный состав для производства вагонки представлен лиственными и хвойными деревьями. Пиломатериалы хвойных пород без специальной обработки при высоких температурах воздуха выделяют липкие смолы, у таких досок не исключается самовозгорание.
Хвойные породы
Сосновая вагонка: экономична, долговечна. Древесина финских или скандинавских сосен имеет розовый оттенок, характеризуется отсутствием сучков, наиболее декоративным природным узором, благодаря высокой плотности годичных колец.
Вагонка из сибирской лиственницы: очень прочные и износоустойчивые панели с высокими декоративными свойствами, не портятся при больших амплитудах температур.
Кедровая вагонка: канадский кедр выделяет эфирные масла, что в полной мере передается и панелям, которые, кроме того, имеют высокие теплосберегающие свойства, темную коричневую окраску, благородную текстуру, долговечны. Сибирский кедр элитный из-за исключительно высокодекоративной текстуры, «теплого» цвета, долговечности; выделения смолы нет; обладает высокими технологическими качествами.
Лиственные породы
Вагонка из липы: сырьевая база производства представлена 30 разновидностями, все они характеризуются высокой технологичностью, прочностью, у них нет свойств набухания древесины в условиях влажного воздуха, смолы не присутствуют.
Вагонка из черной ольхи – наиболее подходит для саун и бань; имеет благородный темноватый цвет, приятную текстуру, легкая, высокотехнологичная, стыкуется с панелями евровагонки светлых оттенков.
Дубовая вагонка – очень прочная, долговечная древесина, «классический» теплый оттенок.
По качеству древесины вагонка представлена четырьмя типами и маркируется: «Экстра» (0), «А», «В» и «С».
Класс «Экстра» – древесина очень высокого качества, без пороков и вкраплений сердцевины.
Класс «А» – сегменты сердцевины; приемлемые пороки:
один сучок/1,5 погонных метра фронтальной стороны клэпборда;
не сквозные разломы – два, не более 0,050 м в длину и 0,01 м в ширину;
натеки смолы – два.
Класс «В» – приемлемые пороки:
четыре сучка/1,5 погонных метра, не более 20,0 мм;
не сквозные трещины – две, не более 50,0 мм в длину и 1,0 мм в ширину;
натеки смолы – два;
споты – одно, не более 15,0 см2;
сколы и травмы пиломатериала не превышают 3,0 мм.
Класс «С» – допустимые пороки:
сучки не более 25,0 мм;
не сквозные трещины, совокупно не превышают 5,0 общей длины изделия;
смоляные карманы – два, шириной не более 5,0 мм, длиной 50,0 мм;
различимые пятна – одно, не более 15,0 см2; синеющие пятна или длинные отметины – в целом не более 5,0 общей пощади;
механические повреждения, в целом не более 6,0 мм.
Евровагонка «Экстра»:
древесина без изъянов;
сорта «А» допустимы сучки не темных тонов;
сорта «В» – сросшиеся сучки с любой окраской.